ДОКЛАД.
Автор - Лунная Соната из школы Золотой Лотос.
"Йога".
Более двух тысячелетий
существует загадочная йога. В узком понимании—это комплекс приемов и правил,
направленных на то, чтобы позволить человеку лучше управлять своим телом и
психикой. Автор публикуемой статьи рассказывает о некоторых исследованиях
техники йоги, предпринятых учеными. В сущности, наука только начинает
по-настоящему изучать психофизиологические основы этой техники, и, вполне
естественно, многие утверждения Ж.-Ж. Хенротта носят спорный и гипотетический
характер.
ЙОГА означает “единство” — не в смысле “единения с богом”, как часто его
ошибочно расшифровывают, а в смысле “внутреннего единства”. Йога — это прежде
всего совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности.
Ниже разговор пойдет лишь о той ветви йоги, которая представляет
непосредственный интерес для биологов и психологов и в основе которой лежит
система психофизиологических и мыслительных приемов, изложенных в
фундаментальном труде Патанджали “Йога-сутра”. Точная дата возникновения этого
произведения, насчитывающего во всяком случае не менее двух тысяч лет, а также
какие-либо сведения о его авторе отсутствуют.
Йога определяется в труде Патанджали как метод, позволяющий устранять “колебания
психики”. Автор описывает восемь четко подразделяемых ступеней овладения этим
методом. Две предварительные ступени, иама и нияма, затрагивают область морали и
поведения. Они содержат рекомендации, как избавляться от того, что возмущает
психику извне,— от житейских волнений, неправильных поступков и т. п. Следующие
два этапа — асана (упражнения, в которых используются различные фиксированные
положения тела) и пранаяма (контролируемое дыхание)— образуют в совокупности
технику хатха-йога, часть йоги, наиболее известную европейцам. Ее цель —
добиться контроля над телом и дыханием, что в свою очередь позволяет лучше
контролировать психику.
С точки зрения современной биологии, такой подход представляется очень разумным.
Эффективная работа мозга возможна только благодаря существованию в организме
механизмов регуляции, позволяющих поддерживать его физико-химические
характеристики в неизменном состоянии. Эти механизмы, однако, далеко не
совершенны. Поэтому методы, которые позволяли бы снизить биологическую
неустойчивость организма, несомненно, представляют огромный интерес.
Человек, который в достаточной степени овладел хатха-йогой, может приступать к
четырем следующим этапам йоги, объединенным термином раджа-йога. К ней относятся
такие упражнения, которые вырабатывают способность “отключаться” от внешнего
мира, сосредоточиваться, углубляться в себя.
В своей первоначальной форме йога не имела дела с больными людьми. Наставники,
которые придерживались старых индусских традиций, принимали лишь небольшое число
учеников, тщательно отбирая их по физическим и психическим данным. Сейчас
представляется оправданным использование некоторых упражнений йоги в
терапевтических целях, однако тут надо проявлять большую осторожность.
ЦЕЛЬ асаны — выработать у человека способность длительное время сохранять
устойчивое положение тела в различных позах, не испытывая при этом неудобства.
Позы, которые принимает йог, характеризуются определенной последовательностью,
причем за каждой позой следует как бы уравновешивающая ее контрпоза. Действие
таких упражнений распространяется не только на мускульный и костно-суставной
аппараты, но также на внутренние органы, в частности на эндокринные железы.
Например, исследования, проведенные рядом физиологов, показывают, что так
называемая поза “свечи” (стойка на плечах) способствует правильной работе
щитовидной железы, а поза “змеи” (лежа на животе и приподнявшись на руках)
влияет на область почек, существенно повышая содержание в крови кортизола,
вырабатываемого надпочечными железами.
Эти данные согласуются с результатами других исследований, не относящихся к йоге
и указывающих на то, что положение тела человека действительно существенно
влияет на физиологические характеристики его организма. Например, замечено, что
лежачее положение приводит к изменению состава крови (уменьшается содержание
серопротеинов), а если резко подняться на ноги, это приведет к увеличению
выработки гормонов надпочечной железы. Поэтому вполне вероятно, что широко
известное упражнение йоги сирсхасана (стойка на голове), при котором сила
тяжести действует на внутренние органы в обратном направлении, в самом деле
существенно влияет на эндокринные железы, деятельность мозга, а также на
циркуляцию крови в венах конечностей.
Однако, в отличие от других упражнений асаны, эту позу нельзя считать вполне
безвредной. Подобное упражнение требует, чтобы артерии мозга были в хорошем
состоянии. Кроме того, если недостаточно развиты мускулы шеи, нагрузка на шейные
позвонки может иметь опасные последствия.
Следует учесть, что полностью психофизиологические эффекты асаны проявляются
лишь в том случае, если при упражнениях используется особая техника дыхания. Йог
должен научиться не только поддерживать очень медленный его ритм — иногда до
двух вдохов в минуту, — но и сохранять его неизменным в любой позе.
Чудеса, которые делаются с помощью техники йоги, например произвольное
сокращение сердцебиений и выживание заживо погребенных,— мнимые чудеса. Изучение
сердечно-сосудистых явлений, связанных с практикой йоги, было проведено впервые
французской исследовательницей Тарезой Броссет. Ее исследования произвольного
прекращения сердцебиений продолжили другие ученые. Как было выяснено в
результате таких экспериментов, полной и длительной остановки сердца никогда не
происходит — такая остановка была бы несовместима с поддержанием жизненных
функций. На самом деле в результате приемов йоги возникает просто интенсивная
брадикардия (сильное уменьшение частоты сердечных сокращений), иногда
сопровождаемая изменениями кардиограммы и уменьшением силы сердечных сокращений.
Большинство йогов, исследованных физиологами, добиваются таких эффектов с
помощью довольно простых методов: они повышают давление в грудной клетке, сжимая
мускулы живота и груди. При этом исчезают пульс и звуки сердечных сокращений,
прослушиваемые стетоскопом, однако электрокардиограмма отмечает слабые
отклонения. Рентгенограммы обнаруживают небольшое сжатие миокарда.
Некоторые йоги добиваются уменьшения частоты сердечных сокращений путем
замедления дыхания или путем концентрации внимания на слизистой носа либо
гортани. Как известно, возбуждение этих слизистых оболочек прикосновениями или
раздражающим газом вызывает у животных и, в меньшей степени, у человека
стимулирование блуждающего нерва, сопровождающееся брадикардией, иногда очень
сильно выраженной. Возможно, что йоги добиваются тех же результатов с помощью
концентрации внимания. Такое предположение можно во всяком случае считать
рабочей гипотезой.
Рефлексы, связанные с верхними дыхательными путями, исключительно сложны и мало
изучены. Йоги, которые занимаются практикой такого рода более двух тысяч лет,
возможно, и в самом деле открыли в этой области нечто нам неизвестное.
Индийский ученый Ананд исследовал недавно явления замедления основного обмена
веществ у “заживо погребенного” йога. Он экспериментировал с субъектом, который
был способен находиться в течение восьми-девяти часов в герметически закрытой
стеклянной коробке. Потребление кислорода этим йогом составляло в среднем во
время эксперимента 13 литров в час и падало иногда даже до 10 литров, тогда как
до эксперимента оно составляло 19,5 литра в час.
В конце эксперимента воздух в коробке содержал 15 процентов кислорода и
5-угольного ангидрида; тем на менее гипертония или тахикардия, которые возникли
бы в таких условиях у обыкновенного человека, у испытуемого не отмечались. То,
что он обходился меньшим количеством кислорода, было, по-видимому, связано с
сильным расслаблением мускулатуры. Обычно во время отдыха и даже во время сна
мускулы у людей не вполне расслабляются; они отчасти остаются в напряженном
состоянии, что требует немалой затраты энергии. Йог в описанном эксперименте
был, очевидно, способен расслабляться в значительно большей степени, чем это
свойственно обыкновенному человеку, находящемуся состоянии покоя.
Некоторые индийские исследователи проводили недавно эксперименты с четырьмя
йогами, находившимися в состоянии медитации (полное “отключение” от внешнего
мира — от всех отвлекающих воздействий, вызываемых органами чувств). Эти
испытуемые подвергались интенсивным внешним воздействиям (яркое освещение,
сильные шумы, вибрации и т. п.), а также воздействиям, обычно вызывающим болевые
ощущения (ожоги, погружения рук в ледяную воду), и никак на все это не
реагировали. Более того, электроэнцефалограммы, снимавшиеся в ходе всего
эксперимента, также не отмечали никакой реакции.
На основании этого можно заключить, что медитирующий йог остается невозмутимым
просто потому, что раздражения вообще не достигают его головного мозга.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует подчеркнуть, что основное в йоге — это дисциплина действий,
с помощью которой человек может развить свои способности, обычно очень слабо или
совсем неразвитые. На такие усилия можно отважиться, однако, только имея
сильную, здоровую психику, способную вынести тяжелую нагрузку. С этой оговоркой
следует признать, что техника йоги, развивающая самоконтроль и способность
внимания, в состоянии принести очень ценные результаты.